UG 03 02 2019

Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста с ОНР через музыкальные занятия

В настоящее время, к сожалению, увеличивается процент детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Отдельную категорию составляют дети с различными нарушениями речи.
На музыкальных занятиях каждый ребенок с нарушениями речи, независимо от его способностей, может проявить себя, научиться понимать и любить музыку. Исходя из особенностей детей, я на музыкальных занятиях решаю, как общие, так и коррекционные задачи:
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие речевого дыхания;
- развитие общей моторики и мозговой деятельности;
- нормализация психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения;
- воспитание уверенности в своих силах, выдержки, воли;
- обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора;
- формирование коммуникативных качеств.
Для этого на занятиях я осуществляю дифференцированный подход к детям, активизирую их самостоятельные и творческие проявления, использую вариативность в построении занятия. Коррекцию речевых нарушений у детей я осуществляю путем их участия в различных видах деятельности: это слушание, пение, пальчиковые игры, логоритмические упражнения, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, театрализованная деятельность, музыкальные игры.

Скачать презентацию 

 


Одной из результативных форм организации деятельности с детьми с нарушениями речи является театрализованная деятельность, где собственно, и проявляется важнейший принцип обучения: учить играя. Безусловно в первую очередь театрализованная деятельность направлена на развитие эмоциональной сферы, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, коммуникативных навыков. Но она также стимулирует развитие речи ребёнка, способствует расширению словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат, формирует навык диалогической речи. Примеряя на себя тот или иной художественный образ, ребёнок учится владеть, то есть произвольно управлять своей речевой интонацией, модуляцией голоса, мимикой, жестом, позой. Речь должна быть не столько громкой, сколько внятной, эмоционально насыщенной, энергично озвученной.
Учебная деятельность должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение. С этой задачей как нельзя лучше справляются музыкальные игры: игры с пением, игры с инструментальным сопровождением, сюжетные и бессюжетные, музыкально-дидактические игры. Особое место занимают музыкально-дидактические игры. По коррекционной направленности их можно разделить на несколько видов: игры на развитие фонематического слуха, игры на развитие чувства ритма игры на развитие слоговой структуры слов, игры на обогащение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.
В результате всесторонней коррекционной деятельности в рамках музыкального воспитания непременно прослеживается положительная динамика в формировании у детей интереса к музыкальной деятельности. Дети с удовольствием демонстрируют свои успехи на праздничных мероприятиях, конкурсах, концертах, получают яркие эмоциональные впечатления, обогащают художественно-эстетический опыт, раскрывают свои способности в различных видах деятельности.
Таким образом, музыкальное воспитание является необходимым компонентом в организации коррекционной работы с детьми с нарушениями речи.

 

Скачать презентацию